Корпоративный Новый год как элемент командообразования
Интервью журналу «Кадровый вестник». Беседовала Елена ВАСИЛЬЕВА

Как отметить корпоративный Новый год?

На входе в бальную залу, освещенную факелами, стояли стражники с алебардами. Гостей встречала тонкая мелодия: девушка-арфистка перебирала пальцами струны старинного инструмента. Лица пришедших - фей, рыцарей, принцесс, духов, шутов, чудовищ - закрывали маски. И вот веселье в самом разгаре: руки сплетаются в танце, все пьют душистый эль и смеются.

Нет, это вовсе не съемки исторического блокбастера. Таким неординарным способом сотрудники одной иностранной компании в Москве отмечали новый год. Сначала - бал-маскарад в подмосковном пансионате, вручение подарков, выступления лилипутов и иллюзионистов. Затем съемки фильма, где каждый мог сыграть главную роль. И напоследок - фейерверк... Одним словом, встреча корпоративного нового года, организованного профессионалами. А у вас принято отмечать праздники иначе?

О том, как провести корпоративное торжество так, чтобы заряда положительных эмоций от него хватило на весь год, мы решили расспросить одного из экспертов в области командопостроения, исполнительного директора компании «Академия Приключений».

Существует ли какая-нибудь любимая российскими фирмами модель встречи нового года?

К сожалению, да. В большинстве своем, наши компании довольно непритязательны. Подарки, Дед Мороз с огромным красным носом, Снегурочка с параметрами 90*60*90, елка, море спиртного, коллективное распевание песен, разбитая посуда, и головная боль наутро. Таким представлялся идеальный новый год большинству из россиян. Но если каждый из нас как следует призадумается, немного пофантазирует, наверняка ему в голову придут другие варианты. Например, захочется встретить новый год не под елкой, а под баобабом, не с традиционным Дедом Морозом, а с чернокожим, который, ко всему прочему, является всемирно известным певцом.

И для реализации этих фантазий существуют компании, подобные вашей...

Сегодня только в Москве несколько десятков таких компаний.

Этот рынок неплохо развит в нашей стране. Конечно, нам еще далеко до Запада, где проведение корпоративных мероприятий - это целая индустрия. Западные руководители давно поняли, как подобное внештатное веселье влияет на внутренний климат компании: сотрудники становятся гораздо ближе друг другу, превращаются практически в одну семью и, соответственно, легче и эффективнее срабатываются. И чем интереснее, чем необычнее корпоративное мероприятие, тем больше появляется сближающих факторов, возникает что-то вроде психологической зависимости от коллектива: сотрудник начинает осознавать, что работа стоит того, чтобы тратить на нее еще больше сил и времени.

А как часто принято проводить корпоративные мероприятия в отечественных компаниях?

Обычно праздники проводятся минимум два раза в год. Летом - как правило, это день рождения компании, который отмечают где-нибудь на природе, в загородном пансионате или во время речного круиза и зимой, под новый год. Но некоторые фирмы - в основном иностранные представительства - радуют своих сотрудников гораздо чаще. Весело отмечаются "традиционные" советские праздники - 8 марта и 23 февраля, устраивается вечер ужасов на Хэллуин и "ночь любви" на День Святого Валентина. И, конечно же, стоит сказать о юбилеях сотрудников, о системе наград и поощрений (например, в номинации "Самый продающий", "Самые креативный" и т.п.). Все круглые даты в компании и мероприятия, проводимые с целью отметить самых выдающихся сотрудников, требуют особого, творческого подхода.

Но неужели обязательно нужно прибегать к посторонней помощи, чтобы устроить действительно необычный праздник?

Если за организацию корпоративного праздника возьмутся непрофессионалы, не имеющие богатого опыта в этой области, они неизбежно столкнуться с множеством трудностей: как найти подходящее место, просчитать и проверить все детали, как решить транспортные проблемы, подобрать подходящих артистов и, конечно же, уложиться в выделенный бюджет. Можно для эксперимента проследить за какой-нибудь компанией решившей, скажем, впервые организовать корпоративный новый год. Уверяю вас: первое, что они поймут - это то, что проводить-то торжество негде - скорее всего, все подходящие места (отели, рестораны, пансионаты) будут давным-давно забронированы другими...

Когда же стоит начинать планировать корпоративное празднование нового года?

Лучше всего - в начале осени, в крайнем случае - в октябре-ноябре. Иначе почти наверняка не успеете "занять" нужное место и "забронировать" артистов. Ну а если вы все-таки опоздали - тогда уж точно без профессионалов не обойтись. Компании "Академии Приключений", например, поддерживает связи со всеми лучшими отелями и пансионатами, и практически всегда, даже за день до нового года, сможет найти для клиента место. Собственно, оперативность - это одно из наших преимуществ по сравнению с другими компаниями-организаторами.

А по каким критериям, на ваш взгляд, нужно выбирать компанию-организатора?

Думаю, стоит обратить внимание на сроки подготовки предложения, уровень менеджмента, творческие идеи и, конечно же, цены. Кроме того, у каждой компании есть свои самые сильные стороны. Например, у нас это работа с открытым бюджетом, очень небольшие комиссионные и огромное количество нестандартных предложений. Все это идеально подходит к российским условиям.

Где можно найти наиболее полную информацию о компаниях, предоставляющих услуги по проведению корпоративных мероприятий?

Лучший ориентир - это, пожалуй, справочники и Интернет. Для целевого поиска места проведения подходят тематические справочники по отелям, ресторанам, ночным клубам, пансионатам Москвы и Подмосковья. Несколько сложнее с подготовкой программы - ведь для организации даже самой простой из них вам потребуется минимум 5 различных, так сказать, контрагентов, имея в виду Деда Мороза со Снегуркой, DJ, аппаратура, ведущий (если не ДМ), а также хотя бы один интерактивный номер. Здесь два варианта: либо вы опрашиваете всех своих знакомых на предмет выяснения их опыта взаимоотношений с Дедами Морозами, либо обращаетесь в специализированное агентство, которое имеет всех основных Дедов Морозов Москвы у себя в каталоге, так что вам будет из чего выбирать.

На ваш взгляд, какие основные изменения в отношении проведения праздников произошли в профессиональной среде в последние годы? Есть ли какие-то решения, от которых компании отказались в пользу новых?

Да, несомненно. Я бы сказал, компании стали более сознательно принимать решения в планировании мероприятии и выборе программы. Если изначально - а корпоративные праздники стали нормой для российских компаний в середине 90-х - компаниям хотелось бы на празднике максимально пафосными и претенциозными, что объяснялось относительно невысокой корпоративной культурой и заниженной самооценкой компании как бизнес-структуры руководства компании, так и ее сотрудниками, то теперь, пройдя этап взросления и окрепнув, компаниям требуются более интерактивные решения по проведению праздничных мероприятий. То есть, если раньше было модным сказать, что у нас, мол, на Новый год, выступали Алла Пугачева и Филипп Киркоров, например, то теперь становится высшей ценностью сказать: "Наша компания - самая сплоченная команда (на рынке)!" И , надо, полагать, самая эффективная, и это понимание необходимо, из соображений как внутреннего (сотрудники), так и для внешнего (клиенты, журналисты, акционеры) пиара. Таким образом, если мы начинали с примерно 3-5 элементов в развлекательной программы - оркестрик, Дед мороз, вручение призов, ведущий, и дискотека в финале (банкет подразумевается всегда), то в последние пару лет она усложнилась до 10-15 элементов. Могу перечислить полный пакет: первые пять остаются как forever, дальше - горные лыжи, тюбинги, картинг, снегоходы, еще дальше - боулинг, бильярд, сауны, бассейн... можно продолжать и продолжать. При этом футшеты-бан-кеты, торжественные речи, призы и подарки остаются обязательными атрибутами, но не в коей мере не самоцелью, 7 лет похожих друг на друга как две капли воды, уже хватило. Плюс ко всему перечисленному, наша компания к новому сезону выпускает на рынок не на что не похожий продукт под страшным таким названием "Экстрим-Зона".

Я заинтригована ...

Попробую рассказать на словах, хотя они не передадут и трети ощущений, которые испытывают участники данного экшена. Представьте себе пансионат, а в пансионате - лес. И в этом лесу много всяких разных веревок, деревьев, стен, которые или через которые нужно пройти или перелезть. При кажущейся сложности, на первый взгляд, в реальности все гораздо проще: участники приезжают, мы их объединяем в команды человек по 10, наиболее осторожные могут в команды не входить, а смотреть и иногда присоединяться, принимают любые "заряжающие напитки" (energizers) - и вперед, на штурм. Несомненное достоинство этой программы - она не требует выдающихся физических навыков, совершенно любая, даже самая хрупкая девушка с легкостью всё проходит. Плюс - программа очень азартна, так что все проходят упражнения по нескольку раз.

Так что же, в итоге, нужно сделать, чтобы новогодний праздник в кругу коллег стал незабываемым?

Прежде всего - захотеть этого. А затем - сесть и помечтать всем коллективом на предмет "а чего ж нам не хватает-то для полного корпоративного счастья?" Таким образом, определив формат (она же концепция) будущего мероприятия, можно смело приступать к выбору места проведения с последующей разработкой программы, которая выведет вашу команду на новую высоту.

Приложение 1

Список основных задач, которые должен решать праздник, с точки зрения разных HR-менеджеров:

1. Примирить противоборствующие "лагеря" (например, отдел продаж и маркетинга)

2. Создать условия для неформального общения всех сотрудников между собой.

3. Раскрыть командный дух (team spirit), попытаться его максимально развить.

4. Способствовать поддержанию неформальных отношении между сотрудниками различных управленческих уровней (начальник - подчиненный).

5. Повысить оценку компании в глазах сотрудников (мы - самые-самые...)

6. Воспользоваться событием, и показать, таким образом, с КАКОЙ, на самом деле, компанией они работают (т.е. повысить оценку компании в бизнес-среде).

7. Постараться максимально эффективно неформально пообщаться с бизнес-партнерами для развития деловых отношений (плюс к тому: значительная часть договоренностей достигается на неформальных тусовках).

8. Ну и просто хорошо оторваться!

Приложение 2

Критические моменты при планировании мероприятия

1. Выбор концепции мероприятия, места и программы проведения. Согласование программы с коллегами и начальством.

2. Бюджетирование, получение корректных цен на услуги подрядчиков (артисты, площадка, кейтеринг).

3. Список приглашенных: сотрудники, гости.

4. Желание боссов контролировать весь процесс от начала до конца (не всегда победного).

5. Максимальная вовлеченность всех приглашенных в происходящее событие

6. Возможность создания конфликтов между участниками события.

7. Лицо босса, и как избежать его потери.

8. Отдых самих организаторов (сотрудников отдела персонала) в момент проведения праздника.

9. Дорога домой.

10. Возвращение к реальности по окончании праздника.

источник: журнал "Кадровый вестник"
клуба специалистов по управлению персоналом
(октябрьский номер)

"