Бизнес-приключение
Статья опубликована в еженедельнике "Деловая Москва" № 20 2005 г., в рубрике "Герой недели"

С небес на землю

У меня все началось с увлечения альпинизмом. В горах все по-другому: обострены чувства и внимание людей друг к другу, к партнерам по связке. Бывает даже, из гор тяжело возвращаться в город. Мне очень хотелось донести эти сближающие чувства до людей "на земле", вот и создал предприятие, где в безопасных условиях, без экстрима, каждый может испытать ощущение единения: "Академия приключений" проводит программы, позволяющие сплотиться рабочим коллективам в команду. Более точно - занимается командообразованием, которое может проявляться в разных формах: тренингах, совместных приключениях, отдыхе, тур-поездках, спортивных или других корпоративных мероприятиях. И все это без экстрима и запредельных физических нагрузок, для обычных людей - офисных сотрудников.

Наиболее известный тренинг, который мы проводим - Лесной курс. Кому-то может показаться, что teambuilding, которым мы занимаемся - это простое совместное развлечение, яркие эмоции и впечатления, но это также - обратная связь, анализ, цифры, графики, отчеты… Кроме лесных, мы делаем множество других проектов: бизнес-тренинги, оценку персонала, видео-компьютерное тестирование, подбор команд под конкретные задачи и т.п.

Когда-то никакого бизнеса у меня не было. Окончил автодорожный институт, учился в аспирантуре, где получил ученую степень, а после развала кафедры искал различные варианты заработка: работал таксистом, сторожем, писал программы, перегонял из-за границы машины, продавал компьютеры, работал промышленным альпинистом.

Это было сложное время, потому что я не мог найти точки приложения сил, не получал от работы удовольствия, а по настоящему чувствовал жизнь лишь в горах, куда каждый год ходил с друзьями.

Я понимал, что бизнес в те времена очень смахивает на грабеж, за который никто не вспомнит меня добрым словом. Хотелось совместить увлечение и дело, которое бы приносило людям добро. Рад, что так и получилось.

Билл оказался прав

Первым клиентом была юридическая компания в 36 человек. У нас еще ничего не было: пара топоров, голова, руки и одна веревка. Клиентов нашли по принципу Билла Гейтса, который заключил контракт на поставку своей операционной системы, хотя самой системы еще не было. Собственно, книга Билла Гейтса "Бизнес со скоростью мысли" и вдохновила нас на такой шаг.

Сегодня мы выросли. На тренинги приходят самые разные люди: финансисты и нефтяники, актеры театра и менеджеры рекламных агентств, бойцы спецназа и простые офисные сотрудники. Все эти люди, как мне кажется, ищут внимания, понимания и друзей. В крупном мегаполисе каждый предоставлен сам себе и лишен радости ощущения себя частью команды, а мы всем даем возможность прожить день тренинга максимально полно и открыто, почувствовать плечо друга и научиться доверять.

На каждом мероприятии проводится видео-компьютерное тестирование: сравниваются фотографические изображения каждого участника, сделанные до и после занятий. По фото можно определить, к какому психотипу относится человек, в каком он эмоциональном состоянии, его ресурсные возможности и ролевой потенциал, и, как правило, после тренингов у всех участников отмечаются изменения в лице: увеличиваются внутренние ресурсы, растет творческий потенциал, возникает открытость к людям, ощущается эмоциональный подъем… При этом, мы не используем жесткие методики, наоборот - все деликатно направлено на создание ощущения успешности для каждого конкретного человека, на его связь с другими людьми, на команду.

Организм растет сам

В нашей компании люди работают не за деньги. В первую очередь, люди трудятся за интерес и удовольствие принимать участие в проекте. Так получилось не потому, что мы внедряли какие-то особые методики управления, а само собою, естественным образом. Компания - это отражение личности руководителя, а для меня деньги - это не главное в системе ценностей.

В компании много разнообразных зарплатных систем: кто-то получает фиксированную сумму, кто-то - процент от оборота проекта, кто-то от количества гостей. Нам даже пришлось создать собственную учетную компьютерную программу, в которую заносится информация по проектам.

Наша компания - это живой организм, который растет самостоятельно. Даже формального факта приема на работу нет, не используются резюме и т.п. Просто приходят люди: знакомые и незнакомые, знакомые знакомых - альпинисты, педагоги, психологи, которые пытаются понять, чем могут быть полезны, и либо приживаются в коллективе, либо нет. Все проходят курс обучения и подготовки, и в зависимости от выбранной специализации принимают участие в разных проектах. На данный момент у нас трудятся около двухсот человек: это тренеры, инструктора, ведущие игр, техническая служба, отдел продаж, питания, звука и т.д.

Добро - не бизнес

Наша деятельность сродни искусству, в котором нет конкурентов. Их нет у музыкантов или художников, нет и у нас. Есть компании, которые мы уважаем и считаем, что творим одно общее полезное дело, а есть такие, кто старается лишь заработать деньги - и ничего более. Таких даже за конкурентов не считаем. "Запорожец" не конкурент "Мерседесу" - они находятся в разных "весовых категориях". У нас вообще особый подход к работе, например, не принято употреблять слово "клиент" - только "заказчики" и "гости".

То, чем я занимаюсь, формально относится к бизнесу, хотя сам не отношусь к избранному занятию как к зарабатыванию денег. Первая заповедь бизнеса - получать прибыль, а у нас первая заповедь - нести добро людям, а если за это еще и деньги платят - вообще замечательно.

Начальников здесь нет

Решение о занятии кем-то должности принимаю не я, сам коллектив выдвигает людей, которым доверяет свое будущее, поэтому у нас нет понятия "начальник", принято слово "руководитель", но и по значению это не тот, кто раздает указания, а тот, кто служит проводником информации. Поэтому руководящие должности - понятие переменное, и лидеры, в зависимости от увлечений и познаний в той или иной сфере, могут меняться.

В компании, я не контролирую каждого. Наверное, потому, что внутри коллектива сложилась культура взаимного контроля и никто не предпринимает "противоправные" действия против товарищей. Все открыты, внимательны друг к другу, и в случае проблем стараются включиться в процесс и помочь другому.

Я и себя начальником не считаю - такой же сотрудник, как и любой другой. Просто другие задачи - стратегическое управление компанией - определение, в каком направлении развиваться и какими темпами.

Командообразование сейчас - очень перспективное направление. Время великих одиночек кончилось, пришло время эффективных команд. Это в старые времена открытие, например, Теории относительности было возможно одним человеком - Энштейном, сегодня открытия делаются группами единомышленников.

Бикини в лесу

Не могу сказать, что мы проводим крупномасштабные рекламные кампании, 86% наших гостей приходят по рекомендации, и, тем не менее, реклама присутствует, но не в привычном виде. Например, не так давно по одному из телеканалов показывали программу под названием "Бикини десант", съемки которой проходили на одной из наших площадок. Для нас это была рекламная акция - в своем роде привлечение внимания. Мы не понесли больших затрат, потому что предложили интересную идею и площадку, а телеканалы заинтересовались свежим сюжетом. Девушки в бикини в лесу - это новинка, и нам удалось договориться с руководством об обоюдовыгодных условиях.

Как правило, в целях рекламы мы не ищем кого-то, нас сами находят. Недавно предложили сняться в программе "Бизнес-персона", была программа "Чего хотят женщины", теперь вот - вы пришли…

Частичка важного

Наши мероприятия проводятся на различных площадках в Подмосковье, которые арендуем на разных условиях. Приобрести землю в собственность под проект очень дорого. Одно дело купить сотку под коттедж, и другое - пять гектаров земли для проведения мероприятий. В идеале, хотелось бы построить собственный центр корпоративной культуры, где можно реализовывать все проекты.

Бывает, что заказчики делают необычные предложения. Например, изобразить захват туристической группы вооруженными пиратами, пейнтбол на автомобилях или подводный тимбилдинг. Хотя люди предупреждены о возможных необычных игровых ситуациях, предугадать их поведение бывает сложно, поэтому большинство заказчиков предпочитают "более спокойные" командообразующие мероприятия.

Хотя мы всем необычным, новым и интересным занимаемся с большим удовольствием. В чем-то вы правы, то, что мы делаем, отдаленно напоминает фильм "Игра", но у нас нет излишнего экстрима, и не создаются ситуации, когда человек может повести себя непредсказуемо. Герой фильма участвовал в событиях один, а в "Академии Приключений" все делается для того, чтобы человек почувствовал себя частью чего-то большого и очень важного - частью команды.

Вячеслав Иванов

"